БЛОГ Костюковой Екатерины Валерьевны

БЛОГ ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕДАГОГА ТЬЮТОРА КОСТЮКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

РППС группы

 "Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя педагога"
Э. Хаббард

паспорт группы 

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, пи котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствует гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия с ФГОС ДО. Организации (группы) должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Должна соответствовать возрастным возможностям   детей и содержанию Программы.

Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

Формирование социальной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру, предметов, людей, природы.

Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.

    Предметно-пространственная среда в соответствии с образовательными областями и принципом индивидуализации дошкольного образования в группе, дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс в нашей группе.

1.Целевой раздел

Цель: одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, пи котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствует гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия с ФГОС ДО. Организации (группы) должна быть: содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Должна соответствовать возрастным возможностям   детей и содержанию Программы

Задачи: 

1. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

2. Формирование социальной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру, предметов, людей, природы.

Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.

Формы и методы: 

Предметно-пространственная среда в соответствии с образовательными областями и принципом индивидуализации дошкольного образования в группе, дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс в нашей группе.

Перечень средств обучения и воспитания

Центр физкультуры и оздоровления 
Цель: формирование ценностного отношения ребёнка к своему здоровью.
Задачи:
-формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
-накопление и обогащение двигательного опыта;
-воспитание личных, интеллектуальных и физических качеств;
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Для реализации задачи по привитию у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, основы культуры здоровья, потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью в каждой группе необходим центр двигательной активности. Яркий, весёлый, физкультурный уголок лаконично и гармонично впишется в пространство групповой комнаты.
Физкультурный уголок привлекал детей, вызывал желание заниматься, прикрепили детей занимающиеся физкультурой, плакаты с изучение своего тела.
Оборудование и материал, которое находится в доступности: бильбоке (из пластиковых бутылок и киндер-сюрпризов)
массажные дорожки
массажные перчатки (с нашитыми пуговицами)
бросовый материал (шишки, «яйца» от киндер-сюрпризов, карандаши.) для массажа и захватывания пальцами ног предметов
мячи (из пластиковых бутылок)
ленты по 2 м (для имитации упражнений художественной гимнастики)
предметы для переступания (ведерки из киндер-сюрризов)
шнуры с ограничителями (ограничитель-кассета от киндер-сюрприза)
ленточки разных цветов (по 2 шт. на каждого ребенка)
платочки разных цветов (по 2 шт. на каждого ребенка)
султанчики (по 2 шт. на каждого ребенка)
бубны
мяч средний
кегли
вертушки
мячи резиновые
детские эспандеры
обручи
кольцеброс (настенный и напольный)
гантели детские
мешочки для метания
летающие тарелки
массажные мячики СУ-ДЖОК (на каждого ребенка)
массажные дорожки
скакалки (резиновые, веревочные, пластиковые)
канаты
для зимних игр – детские клюшки и шайбы
санки-ледянки,
Картотеки.
Комплекс упражнений с массажными мячиками, перчатками.
Картотеки игр: подвижных игр для детей, малоподвижных, на развитие дыхания.
Картотека точечного массажа
Картотека релаксационных игр
Картотека «Упражнения после дневного сна»
Картотека полезных стихов и сказок (гигиенические процедуры)
Картотека загадок о спорте и спортсменах, о спортивном оборудовании.
Картотека считалок
Картотека хороводных игр
Картотека пальчиковых игр
Плакаты: Режим дня, тело человека;
Дидактические игры:
«Назови виды спорта».
«Четвертый лишний».
«Найди отличия».
«Собери картинку».
«10 видов спорта».
Настольные игры
Шахматы, шашки, хоккей, футбол, 
Шапочки и маски для подвижных игр.
Картинки, фотографии, иллюстрации:
«Летние виды спорта»
«Зимние виды спорта»
«Олимпийская символика»
Раскраски «Летние виды спорта»
«Зимние виды спорта»
«Олимпийская символика»
«Звуки природы». Музыка для релаксации.
«Дождь и гроза. Музыка природы»
«Детский музыкальный альбом» (для движения под музыку)

Центр художественно-эстетического развития: 
Она имеет важное значение для развития ребенка, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Согласно ФГОС дошкольного образования, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, восприятия музыка, художественной литературы, фольклора, реализацию самостоятельной деятельности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, согласно ФГОС она должна быть содержательно насыщена, трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна.
Для всестороннего развития используются различные центры активности детей.

Центр изобразительной деятельности ИЗО, лепка, аппликация
В группе дети иметь доступ к выставке, работы должны располагаются на уровне их глаз, чтоб могли взять работу на руки, полюбоваться, показать сверстникам. В приемной расположены стенды для детских работ с индивидуально подписанными именами. Для дальнейшего хранения работ организовали специальное место, у каждого воспитанника есть индивидуальная папка с его работай и в любой момент родители вместе с ребенком могут оценить его творчество.
Таким образом, созданная развивающая предметно- пространственная среда дает возможность детям проявлять инициативу, выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня.
Работа в области художественного эстетического воспитания может быть очень плодотворна, создавая с детьми первые шедевры, мы закладываем в них возможность стать ВЕЛИКИМИ!
Оборудование и материал, которое находится в доступности:
-трафареты
-раскраски,
-пластилин
-цветная бумага
-клей, кисти, клеенка, 
-песчаная бумага 
-дидактические игры
-иллюстрации с народным промыслом
-русская изба с домашним обиходом 

Центр музыкально - театральной деятельности
Материалы для музыкального развития детей:
- игрушечные музыкальные инструменты (бубны, барабаны, трещотки, треугольники, маракасы, ложки, колокольчики, дудочки, металлофоны, пианино, шумовые инструменты, в том числе самодельные);
- игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки, открытки);
- аудиосредства (магнитофон, музыкальный центр; аудиоматериалы с записями музыкальных произведений).
Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность научиться самостоятельно играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дидактических игр, раскраски, картинки, плакаты, иллюстрации музыкальных инструментов, портреты русских и зарубежных музыкантов
Театральный уголок: важный объект предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. В театрализованный центр необходимо включить разные объекты.
В уголке "Играем в театр" можно расположить различные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на фланелеграфе, перчаточный, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.
Рядом расположили  яркий, веселый уголок "Наряжайка", где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. В сказочном сундучке расположили нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки. Разместили зеркало, которое привлекает внимание детей, поднимает настроение и желание примерить на себе интересный образ.

Центр познавательного развития 
С целью ознакомления детей с явлениями природы, развитию любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами создан
Центр познавательно-следовательской деятельности
 «Уголок природы».
Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы отмечаем в календаре наблюдений, Календарь наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер, о днях недели и т. д.
Центр опытно-экспериментальной деятельности 
Работа в уголке положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
-дидактические игры
-энциклопедии
-глобус, карта России и Новосибирской обл. 
-живой уголок, наблюдение за растениями: сансевиерия; традесканция; хлорофиту; фиалка; кактус; адиантум; декабрист; спатифиллум; фикус; замиокулькас.
-микроскоп, лупы, увеличительные стекла
-весы
-песочные, механические часы,
 -компас,
 -магниты;
-портновский метр, линейки, треугольник т. д.
-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема;
-сита, воронки разного размера и материала;
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
-утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
-технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;
-красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
-медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без -игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др. ;
-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др.

Центр по ФЭМП
Центр занимательной математики оснащён материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся  знания,  открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
-счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
-комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски 
-доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.
-наборы геометрических фигур для магнитной доски.
-наборы объёмных геометрических фигур.
-«Волшебные часы»: модели частей суток, времён года, месяцев, дней недели.
-счёты настольные.
-счётные палочки.
-учебные приборы: линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.
-мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застёжками.
-набор проволочных головоломок; головоломки объёмные (собери бочонок и т. п., в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.
-система наклонных плоскостей для шариков.
-часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).
-дерево «Время года»
-наборы табличек и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).
-настольно-печатные игры.
-наборы моделей: деление на части (2-16).
-разнообразные дидактические игры.
-дидактические игры по финансовой грамотности
-банкомат
Центр конструирования
-конструктор
-кубики
-природный материал
-предметы обихода мебель, одежда
-картотека дидактические игр по конструированию 

Центр социально-коммуникативного развития
Уголок коммуникативного общения
решая задачи коммуникативного развития дошкольников, выделенными в стандарте: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, с целью сплочения детского коллектива, создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия. Групповой сплоченности, формированию внимательного отношения к сверстникам служит ковер дружбы. На нем создается «рефлексивный круг», где происходят утренние приветствия, прощания, анализа добрых и полезных дел.
Во время приветствия дети рассказывают о том, как прошел вечер в семье.
В конце дня на ковре дружбы проводится короткая рефлексия того, как прошел день, происходит напоминание детям об их достижениях (например, ты построил сегодня замечательный корабль, детям было интересно играть с тобой; у тебя получился чудесный рисунок, нам всем он очень понравился).
-именинник дня 
-визитная карточка группы с фотографиями детей и воспитателей

Центр по БЕЗОПАСНОСТИ 
Основная цель работы с дошкольниками - расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность. Для достижения цели в группе имеются материалами и атрибутами, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся  знания,  открывать для себя новое через своеобразные детские виды деятельности: игровую, поисково-исследовательскую, конструктивную, речевую и т.д.
-дидактические игры
-настольно-печатные игры
-раскраски
-разрезные картинки
-кубики «Город»
-знаки дорожного движения
-макеты города с улицами, дорожными знаками и светофорами, дорожные знаки, плакаты, 
лепбуки - изготовленный руками самих педагогов.

Центр игровой деятельности
сюжетно –ролевая игра
-сюжетно-ролевые игры (больница, парикмахерская, семья, магазин (продуктовый, одежды, мебельный) автобус и др.)
-дидактические игры
-иллюстрации по тематики
-куклы (пупсы) одежда
-машинки, спецтехника, солдатики железная дорога и т.д.

Центр самообслуживания и бытовой труд
Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.
Отношение детей к труду во многом зависит от того, какое значение предаем этому мы педагоги. Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно так ребенок учится, привыкает работать, не замечая того, что это уже не игра. Поэтому для вовлечение детей желательна использовать персонажей из сказок и мультфильмов, куклы.
-дидактические игры
-плакаты
-фартуки, тазики, тряпочки
-индивидуальные полотенца, кабинки, кроватки, расчёски

Центр патриотического воспитание
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа. Поэтому важную роль играет создание в группе патриотического уголка.
Патриотический уголок помогает педагогу познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.
В соответствии с возрастом детей материалы в центре отражают основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».
В патриотическом центре группы имеются герб и флаг России, портрет президента, слова и диск с записью гимна, фото родного города, его достопримечательностей и улиц. Подобрана литература по данной тематике, карты России и Новосибирской области, глобус, книги с народными костюмами, иллюстрационный материал краеведческого характера: «Город, в котором мы живем», «Каким был наш город в прошлом». Всё выше перечисленное позволяет развивать интерес к русским традициям и промыслам, чувство уважения к другим народам.
Знакомство с истоками русской культуры на основе макета русской избы, русская печка, колодец, хозяйственная утварь.  

Центр речевого развития
Книжный уголок и речевого развития
«Центр книги» – должен быть ярким и красочным. Лучше всего оформить его в уединенном и хорошо освещенном месте. Основное назначение такого уголка – заинтересовать детей чтением рассказов и сказок, познакомить их с популярными художественными персонажами. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Мини-библиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению.
Центр речевого развития и служит для решения следующих задач: обогащение активного словаря; звуковая культура речи; развитие связной (диалогической,монологической) речи; формирование грамматического строя речи, обучение грамоте - имеются сюжетные и предметные картинки, игры и т. д. Центр книги предназначен для восприятия художественной литературы и фольклора, знакомства с детской литературой, воспитание интереса и любви к книге, обсуждение поступков героев и сопереживание им, развития интонационной выразительности речи.
-книжки по возрасту
-литература загадок, пословиц, поговорок, потешки
-иллюстрации, демонстрационные картинки по темам недели
-дидактические игры
-картотека по ЗКР
-разрезные картинки
-кубики букв и звуков
-лото
-домино
-картотеки чистоговорок, загадок, пальчиковых игр и тд.  
-физминутки

Индивидуализация по работе с родителями в нашей группе имеет следующие формы:
индивидуальные  консультации (по темам недели, по индивидуальным вопросам воспитания и развития ребенка, анкетирование), 
групповые сборы (родительские собрания, мастер-классы, совместные праздники), 
совместная деятельность детей и родителей (тематические выставки, конкурсы, фотоколлажи),
информационные (творческие уголки достижений, портфолио семей воспитанников, фотоотчеты жизнедеятельности группы, тематические консультации)
Для формирования социально-партнерских отношений между родителями и воспитателями важную роль играет организация создания предметно-пространственной среды в группе, где родители принимают активное участие, а также остаются не равнодушными в благоустройстве участка для прогулок. Компетентный подход в работе с родителями позволяет актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи путем включения родителей в воспитательный процесс ДОУ. Родители  принимают участие в проведении «Дня самоуправления».

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, ведущую роль игровой деятельности, а также психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Таким образом, предметно-развивающая среда является эффективным и действенным средством развития коммуникативной компетентности дошкольников, соответствуя ФГОС, участие родителей в деятельности дошкольного учреждения имеет две стороны: воспитанники осознают, что родители принимают участие в организации их жизни в детском саду, в тоже время – у родителей появляется возможность больше узнать о своих детях, их достижениях и интересах. Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности. Принцип индивидуализации обучения детей дошкольного возраста предполагает совершенно новые интересные, инициативные формы работы с родителями, которые дают возможность каждому родителю быть активным участником организации жизни ребёнка в детском саду. Мы планируем организацию и проведение новых методов и приемов по работе с родителями, т.к. это помогает установить партнерские отношения между педагогами и родителями воспитанников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий