БЛОГ Костюковой Екатерины Валерьевны

БЛОГ ВОСПИТАТЕЛЯ ПЕДАГОГА ТЬЮТОРА КОСТЮКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ

«Система работы по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста через элементарные приемы техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги»                                                      

Педагог – это призвание и призыв 
к непрерывному творческому саморазвитию.
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам,
так и не может развивать, образовывать и воспитывать
других тот, кто не является сам развитым, воспитанным
и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом
деле воспитывать и образовывать, пока сам работает
над собственным воспитанием.»
А. Дистервег.
Социальным заказом современного общества востребована личность конкурентоспособная, ориентированная на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
Саморазвитие педагога – центральное звено успешного развития дошкольного учреждения и системы дошкольного образования в целом, так как именно педагог обеспечивает эффективное функционирование и развитие образовательного учреждения.
Основной предпосылкой для моего профессионального саморазвития является желание соответствовать установленным профессиональным требованиям. Немалую роль при этом играет самоудовлетворение от проделанной над собой работой. Хочется также становления в профессиональном плане. Вот для этого нужна стратегия саморазвития. 
Пояснительная записка
Внедрение нового ФГОС дошкольного образования продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается воспитатель ДОУ. Повышается роль педагога, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.
Сегодня педагог поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания. Функции педагогической деятельности воспитателя детского сада отражают как общее назначение педагога, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой работы ДОУ и современными требованиями к ней.
Современный воспитатель детского сада является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с дошкольниками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи профессионального саморазвития:
1. Познакомиться с новинками  печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
2. Посещать семинары, открытые показы коллег;
3. Принимать участие в совещаниях, обмене опытом с коллегами;
4. Подготовить и провести для воспитателей  и родителей запланированные мероприятия.


Система работы по развитию мелкой моторики у детей  дошкольного возраста через различные виды деятельности
 «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».
Джордано Бруно
Особенности развития мелкой моторики в дошкольном возрасте
Проблема изучения психомоторных качеств у детей не нова. В психологии накоплен определенный теоретический и практический материал по изучению и развитию психомоторных качеств как компонента психомоторики человека.
Анализ работ, посвященных изучению психомоторики и ее качеств, показал, что отечественные авторы (Н.А. Бернштейн, Л.В.Гуровец , Н.И.Озерецкий , И.М. Сеченов и др.) предлагают различные классификации, в которые входит в общей сложности около тридцати психомоторных качеств. Наиболее значимыми психомоторными качествами называются скорость (скорость реакций и движений, быстрота установки и т.д.), сила мышечного напряжения (ручная и становая), координация (статическая и динамическая), сенсомоторная координация движений (координация движений руки, обеих рук, рук и ног), ритмичность.
Наиболее часто изучаемыми психомоторными качествами являются скорость, сила, координация движений, чувство ритма и развитие мелкой моторики. Как отмечают исследователи (A.В. Запорожец и др.), данные психомоторные качества отражают основные показатели психомоторики.
В науке приняты разные определения понятия «мелкая моторика»
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. О необходимости и важности развития мелкой моторики чаще говорят и пишут тогда, когда речь идет о маленьких детях. Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга.
Наиболее активное созревание двигательной коры происходит в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет.
Мелкая моторика - психомоторное качество, развивающееся на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмическпх движений, включающих в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.
В психологических исследованиях наблюдается несколько подходов к определению понятия «координация движений».
Она понимается как:
преодоление избыточности движений, способ организации двигательных действий (Н.А. Бернштейн );
способность к упорядочению внутренних и внешних сил, к оптимальному регулированию двигательных действий (Л.С.Выготский) ;
Координация движений - психомоторное качество, основывающееся на психофизиологических и морфологических особенностях организма, являющееся базой для других физических качеств и содействующее оптимальному регулированию и согласованию двигательных действий. 
Рассматривая мелкую моторику как психомоторное качество, мы основывались на работах, посвященных исследованию двигательного акта как иерархической многоуровневой системы управления произвольными движениями (М.А. Бернштейн ), как двигательного стереотипа моторного развития человека (А.С. Болшев, Л.M. Веккер, Ю.А. Лебедев, Б.Ф. Ломов, Ю.Р. Сидкин, Л.В. Филиппова, И.К. Шилкова). Мелкая моторика является составной частью моторных способностей индивида и оптимального двигательного стереотипа социализированных движений. Ее развитие базируется на основе формирования оптимальной статики тела, оптимального двигательного стереотипа локомоций и движений конечностей, музыкально-ритмических движений.
Психологические концепции когнитивного развития Ж. Пиаже и онтогенетической концепции А. Валлона утверждают, что успешное развитие психомоторных качеств, процесса контроля движений в раннем возрасте является важным показателем развития ребенка. Психологические исследования, которые проводились в лаборатории А.В.Запорожца и его сотрудников, были посвящены изучению процесса формирования произвольного движения, роли поисковых действий в его организации и специфической роли слова в становлении произвольных движений.
Признавая важность развития психомоторики, прогрессивные педагогические системы XIX века (М. Монтессори, Р. Штайнер) уделяли большое внимание развитию психомоторных качеств в детском возрасте.
В XX веке в русле советской, а позже и российской педагогической системы воспитания и развития в дошкольных учреждениях был накоплен большой запас знаний о развитии психомоторных качеств детей (М.А. Васильева, Н.А. Ветлугина, М.Ф. Литвинова, М.А. Палавандишвили). Психологические исследования Л.А. Венгера, Д.Б. Гальперина, А.В. Запорожца, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова стали основой для разработки и внедрения в педагогическую практику воспитания, а также использования музыкального воспитания с применением музыкально-ритмических упражнений с целью развития психомоторных качеств.
В целом в психологической науке достигнуты значительные результаты в изучении психомоторных качеств в раннем возрасте, признана важность их формирования на физкультурных и музыкальных занятиях, разработаны диагностические критерии психомоторных качеств. В то же время остается ряд вопросов, которые нуждаются в дальнейшем осмыслении; необходимы научное обоснование и разработка комплексных программ для педагогов и психологов.
Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
В период от 3 до 7 лет число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15-20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань, расположение миофибрилл становится более плотным (к 6 годам). К 5 годам происходит более интенсивное развитие разгибателей и соответственно увеличение их тонуса, что в период от 3 до 7 лет число миофибрилл в мышечном волокне увеличивается в 15-20 раз. Во всех мышцах интенсивно растут сухожилия, продолжает разрастаться соединительная ткань, расположение миофибрилл становится более плотным (к 6 годам). К 5 годам происходит более интенсивное развитие разгибателей и соответственно увеличение их тонуса, что соответствует перераспределению мышечного тонуса, свойственного взрослому организму.
К 6-7 годам после структурного оформления костной основы и под влиянием упражнения мышц кисти быстрыми темпами развивается координация мелких мышц руки, поэтому у ребенка появляется возможность хорошо овладевать письмом. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Следует помнить, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение костей запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10-13 лет, поэтому в работе с детьми младшего школьного возраста необходимо строго дозировать двигательные нагрузки (непрерывное письмо).
С 8-9 лет у детей укрепляются связки, усиливается мышечное развитие, отмечается значительный прирост объема мышц.
Происходящие изменения в мышечной системе детей связаны с изменениями свойств мышечной ткани, а именно:
При развитии детей изменяется характер биоэлектрической активности мышц. У детей 7-9 лет в большинстве случаев пачки импульсов нечетко выражены, часто отмечается не прекращающая электрическая активность. По мере роста и развития ребенка участки повышенной активности все более четко разделяются интервалами, на протяжении которых биопотенциалы не регистрируются. Это указывает на происходящее повышение качества функционирования двигательного аппарата.
Для раннего детского возраста характерным является отсутствие пессимального торможения мышц. Мышцы независимо от характеристики раздражителя по частоте и интенсивности, отвечают тетаническим типом сокращения, которое длится столько, сколько продолжается раздражение, без признаков перехода в состояние пессимума. Отсутствие выраженного пессимума связывают с недостаточным структурным оформлением мионевральных синапсов.
В детском возрасте, скелетные мышцы и иннервирующие их нервы характеризуются признаками низкой лабильности. Низкая лабильность объясняется длительностью абсолютной и относительной рефрактерных фаз, длительностью одиночного мышечного сокращения. С возрастом лабильность мышц увеличивается, что ведет, естественно, и к увеличению быстроты движений.
В процессе развития ребенка эластичность его мышц уменьшается, но увеличивается их упругость и прочность.
Сила мышечного сокращения с возрастом увеличивается вследствие нарастания общего поперечного сечения миофибрилл и за счет повышения плотности их "упаковки".
Под влиянием физической нагрузки в мышцах происходят определенные морфологические изменения, касающиеся строения волокон, распределения в них миофибрилл, ядер, формы двигательных нервных окончаний. Значительно увеличивается при занятиях физическими упражнениями сеть капилляров, а вместе с этим и кровоснабжение мышц, что не может не способствовать более активному снабжению мышц кислородом и другими источниками энергии.
Таким образом, в дошкольном и школьном возрасте происходит дальнейшее развитие мышечной системы: увеличивается мышечная масса тела, число миофибрилл в мышечном волокне; развивается координация мелких мышц руки. Все эти изменения, в свою очередь, ведут к изменениям свойств мышечной ткани: изменяется характер биоэлектрической активности мышц, наблюдается отсутствие пессимального торможения и низкая лабильность мышц, увеличивается упругость, прочность мышц и сила мышечного сокращения. Мышц кисти быстрыми темпами развивается координация мелких мышц руки, поэтому у ребенка появляется возможность хорошо овладевать письмом.
Работы, выполненные в технике аппликации, не только знакомят обучающихся с совершенно новыми операциями и таким образом решают работу, над развитием мелкой моторики пальцев:
выполняя закручивание, складывание, изгибание бумажных полос с помощью инструмента и без него. Совершая эти упражнения, у детей развиваются физические качества, умение удерживать детали пальцами при этом совершенствовать мелкую мускулатуру кисти, которая оказывает положительное влияние на умственное развитие.
работая в технике «мозаика» - дети разрезают бумагу на маленькие крошечные кусочки особое внимание обратим на то, что не только разрезают но и отрывают пальцами не от листа, а от обрезка, при выполнении этих технических действий у обучающихся развивается координация движения рук, при котором формируются такие качества как активность, инициатива, чувства товарищества.
При изготовлении сувениров, игрушек, открыток, скульптур, мини панно, картин, выполненных в технике плоскостной аппликации обучающиеся усваивают цвета, и оттенки, в конструктивной деятельности упражняются в различении формы, величине пространственных отношений. Выполняя физические действия разрезать, вырезать, перевести выкройку на фоновую часть, вырезать детали по кругу, по прямой, по зигзагообразной линии, в процессе этих упражнений, на определенные групп мышц осуществляется огромная разнообразная, активная, двигательная вп деятельность, которая благотворно сказывается на развитие, костно-мышечной системы, на растущий организм. У детей накапливается большой запас знаний, об окружающем мире и приобретают предпосылки интеллектуальных умений.
     Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
     Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных  движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
     И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко ребенок научиться  управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении работ по аппликации, лепке, рисованию. Конечно, а в образовательном процессе много видов деятельности, которые требуют действия работы рук. Поэтому я выбрала тему: «Развитие мелкой моторики рук через различные виды продуктивной деятельности».
     Исходя из этого, я определила цель своей работы:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
     В своей работе я ставлю следующие задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
 - совместная деятельность воспитателя с детьми;
 - индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- работа с родителями (консультации, буклеты, родительские собрания) 
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я использовала разные методы и приемы работы:
1. Пальчиковый игротренинг
массаж кистей рук
массажный мяч «Иглбол»
массажный коврик «Ляпко»
пальчиковая гимнастика, физкультминутки
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
пальчиковый театр
театр теней
2. Использование элементов 
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
нетрадиционные техники рисования: кистью щетина, пальцем, зубной щеткой, свечкой, ватной палочкой и т. д.
конструирование: из бумаги в технике оригами, квиллинг (салфетки, полоски) 
работа с конструктором ЛЕГО
различные виды аппликаций
3. Развитие графической моторики
рисование по трафаретам
штриховка
дорисовка (по принципу симметрии)
лабиринты
графические диктанты
4. Дидактические игры
шнуровка М. Монтессори
игры с мелкими предметами
паззлы, мозаика
дидактические игры (прищепи, крышки и др.)

Теоретические основы
1. Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей
     Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
     Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
     Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.
     «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.    
      Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.
     Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

          2.2. Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики
     Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга  занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.

         2.3. Проблема развития мелкой моторики в общепедагогической специальной литературе
          Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
     По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».
     В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
     Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).
     Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.
     В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

3. Описание собственного опыта работы
     Прежде чем, приступить к работе, я четко выработала план, как работать, какой использовать материал. В основу своей работы положила игру. Для ребенка игра в движении – это способ познания мира. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже знакомство с миром.
     В начале работы я использовала диагностику, в которой определяла степень ловкости рук и пальцев у детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет). В ходе диагностики я предложила детям три вида упражнений:
- с мячом (ударить об пол и поймать в руки, подбросить вверх и поймать, вести мяч одной рукой)
- с карандашом (обвести предмет и заштриховать его)
- изолированные движения пальцами
     Я поставила перед собой задачи: улучшить  координацию движений пальцев рук, проводить упражнения по формированию навыков самообслуживания, улучшить общую двигательную активность ребенка.
     Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей.
     В индивидуальной работе с детьми я включала задачи по развитию социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
     Свободная самостоятельная деятельность детей обеспечивала возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
     Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществлялась тренировка пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
     Также детям предлагался массаж с использованием природного материала (шишек, грецких орехов), мячиков-ежиков.
     Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался, если упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек. Слушая, дети одновременно «инсценировали» содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К. Чуковского и др.
     Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
     Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Хождение по дорожкам», «Физкультминутки».
     Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Другим положительным моментом пальчикового театра является то, что ребенок в игровой форме обучается пространственным понятием, а также понятию числа.
     Мною были изготовлены куклы для пальчикового театра к разным русским народным сказкам: «Теремок», «Заяц и лиса» и др.
     Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
     Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
     Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они использовали в играх, инсценировках.
        В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.
       Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.
    В старшей и подготовительной группах планируется проводить упражнения по развитию графических навыков в тетрадях в  крупную клетку. Задания следующего характера: ориентировка на листе бумаги (графический диктант); упражнения на развитие глазомера, соблюдение заданного интервала между фигурами; правильно изображать те или иные фигуры, соблюдая закономерность.
      Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям давались заготовки с рисунками или упражнения в прописях (Е. Бортникова «Мои первые прописи 4-5 лет, 5-6 лет», С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина « Подготовка к письму»). Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.  
    В подготовительной группе работа по развитию мелкой моторики как подготовки детей к письму.
     В совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности детей я использовала методику плоскостного моделирования (рисунки, составленные из ограниченного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. При этих видах деятельности развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность. Здесь предлагались возможности для творчества детей: сам придумал, сам выложил.
     Большой интерес для детей представляло конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий было собирание паззл, нанизывание бисера на леску.  
     Еще один из приемов, который я использовала в своей работе, это игры с мелкими предметами (с пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами, определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.
     Мною были изготовлены дидактические игры на развитие мелкой моторики. Игра «Сосчитай-ка» (соотнесение цифры и количества предметов с помощью шнурка), игра «Волшебные бусы» (нанизывание плоских геометрических фигур разной формы, величины, цвета на шнурок; выкладывание фигур на плоскости, соблюдая закономерность).
     Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
     В конце каждого года проводиться итоговая диагностика развития моторики рук и кисти. Результаты должны показывать положительное влияние систематичной, комплексной работы по развитию мелкой моторики.
     Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

4. Заключение
   Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
     Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».
     Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
     В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.
Мелкая моторика взаимосвязана с мышлением, наблюдательностью, вниманием, речью, воображением, оптико-пространственным восприятием (координацией, зрительной и подвижной памятью. Развитие ловкости рук и пальцев необходимо еще и для того, чтобы писать, одеваться, рисовать, вязать, а также выполнять немало других действий. То есть на протяжении всей жизни ребенок нуждается в использовании точных и координированных движениях кистей и пальцев.
Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – волшебное словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. И о том, что ее развитие нужно начинать как можно раньше, слышали многие. Я как педагог считаю, что развивать мелкую моторику нужно с младшей группы, и поможет нам в этом продуктивна деятельность. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт: придуманные детьми рассказ или стихотворение, рисунок или поделка, поставленный спектакль или разыгранная сценка и многое другое. Учитывая важность этой проблемы, целесообразно вести работу в этом направлении. Для этого в работе я использую – пальчиковые игры, игры с мелким конструктором, рисование по трафаретам, штриховки разной сложности, лепку, различные виды аппликации, графические диктанты, оригами и конечно, квиллинг.
При выполнении лепки, аппликации, скручивании полосок бумаги дети овладевают мелкими операциями: наклеивание, прикладывание, раскатывание, прищипывание, сгибание, вырезание, также у ребенка развивается эстетический вкус, дети учатся аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись.
Цель: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Я поставила перед собой следующие задачи:
1. Создавать условия для развития мелкой моторики.
2. Организовать систематическую работу по развитию мелкой моторики у детей.
3. Организовывать различные виды продуктивной деятельности.
4. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
Свою работу по развитию мелкой моторики я разработала с детьми младшего дошкольного возраста до подготовительной группы. Усложняя программное содержания развития мелкой моторики рук.
Кроме игр и упражнений развитию ручной умелости способствуют различные виды продуктивной деятельности (аппликация, лепка, конструирование из бумаги).
Конечно, овладевая всеми видами продуктивной деятельности, ребенок не научится писать. Но все они делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки, помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет хорошим помощником в школе.
Выбирая, с какой поделкой познакомить дошкольников, педагог должен руководствоваться программой «От рождения до школы" под редакций Вераксы.
В младшей группе мы познакомимся с нетрадиционными видами аппликации.
В средней группе развитие мелкой моторики у детей посредством пластилинографии.
В старшей и подготовительной группе мы познакомимся с техникой скручивания и конструирования из полосок гофрокартона и бумаги (бумагокручение-квиллинг).
  На занятиях по аппликации я использовала аппликацию из салфеток, из ватных дисков аппликацию, наклеивание готовых фигур, аппликацию из крупы. Я считаю, особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая эти комочки на определенные места. Работая с детьми четырёхлетнего возраста, я решила постепенно ввести в режимные моменты короткие занятия салфеточной аппликацией. В лепке использовать разнообразные приемы: раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладошками, сплющивание, оттягивание, учимся соединять детали путем примазывания, сглаживания. В старшей группе планирую использовать природный материал: косточки, семечки, камешки, ракушки и составлять из них узоры на пластилине. Скручивания и конструирования из полосок бумаги простейшие элементы: кольцо, капля, листик. Закрепляя работу с кистью, клеем.
Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Важно не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость.
И не нужно забывать родителей. Закреплять умения и навыки по любому из видов продуктивной деятельности дети могут и в домашних условиях, для этого нужно заинтересовать родителей. Для родителей можно организовать «творческую мастерскую» и показать основы аппликации из различных материалов, пластнографии и скручивание и конструирование из полосок бумаги (бумагокручение -технника квиллинг). И если у ребёнка дома возникнут трудности при выполнении деталей кого либо из способов выполнения работ, родители смогут ему помочь при выполнении поделок для выставок в детском саду.
 Для них специально разрабатываю консультации, беседу, папки-передвижки, буклеты, индивидуальные беседы, мастер-классы, родительские собрания. 
Таким образом, большое значение мною придается работе по формированию умелости в дошкольном возрасте. Она многообразна и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных занятиях: рисование, лепке, аппликации, конструировании, ручной труд. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Все виды деятельности по развитию мелкой моторики привлекают детей. Их интригует мотивация задания, интересует процесс работы и радует результат. Развивая мелкую моторику, мы обогащаем и расширяем работу, приобщив детей к разным видам продуктивной деятельности.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят движения пальцами рук; сравнивая результаты двух лет, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Каких результатов удалось достичь
Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствовала:
-совершенствованию мелкой моторики рук
-совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела);
-совершенствованию активной речи, словарного запаса;
-совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
-совершенствованию навыков учебной деятельности.
Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:
- продолжить изучать научную литературу по развитию мелкой моторики;
- посещать семинары и мастер-классы по данной теме;
- пополнять копилку пальчиковых игр;
- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
-продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;
- осуществлять взаимодействие с семьей;
Современная концепция дошкольного воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования определяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как много аспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие.
В то же время, в начальной школе многие учащиеся сталкиваются с трудностями письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики. Нарушения мелкой моторики, в свою очередь, влияют на развитие речи.
Проявления нарушений моторики детей в логопедическом и психолого-педагогическом аспекте изучались многими авторами (Левина Р.Э., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
 В результате прохождения программы дети знакомятся со свойствами различных материалов, учатся пользоваться различными инструментами, дети узнают различные виды техник: аппликации, работы с пластелином,  скручивание и конструированеи из полосок бумаги бумагокручение.
Обучающиеся не только знакомятся со свойствами различных материалов, но и в процессе работы развивают мелкую моторику рук. Во всех видах деятельности дети общаются друг с другом, приобретают знания и умения, усваивают определенные отношения, овладевают языком. Мой выбор данного творчества как «аппликация», «пластинография», «бумагокручение» обуславливается тем, что готовыми изделиями можно приукрасить свой интерьер и любимую вещь, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка, с помощью аппликации, пластилина или полосок бумаги  можно украсить альбом, рамку для фотографии. Работы выполненные в нетрадиционной технике оказывают большое влияние на развитие мелкой моторики рук и формирование умственной деятельности детей младшего возраста Овладение запасом знаний развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков.
Согласно поставленной цели ставлю перед собой задачи:
изучение теоретико-методологических подходов к изучению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста;
разработка методики развития мелкой моторики детей ;
экспериментальная проверка разработанной методики.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ научной и методической литературы. В своей работе использую эмпирические методы: наблюдение, педагогический эксперимент, метод диагностических задач (тесты, беседы, практические занятия по изучению графических и творческих работ обучающихся, изучение педагогической документации.
Все применяемые методы, которые я использую в своей работ, будут совершенствовать, и развивать мелкую моторику рук детям дошкольного возраста.
Применять и использовать приемы: сминания кусочков бумаги в комочки и разглаживая пластилин заполнение ими контура, скручивать и конструировать из полосок бумаги различные предметы научились выдумывать и реализовывать свои замыслы. Данная тема меня заинтересовала, но прежде чем начать работу, я провела обследование детей с целью -выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям: Сжимание и разжимание кулачков.
Критерии разделила на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Вывод: Как правило, исследование педагогической проблемы начинается с изучения литературы, я внимательно познакомилась с литературным источником не которые, статьи отобрала для работы в связи с исследуемой проблемой. Изучила, законспектировала. Теоретически осмыслила проблему моей темы по самообразованию, и отобрала такие методы, с помощью которых более точно получиться оценить результат. На занятиях использую различные способы учебной деятельности. Это и индивидуальная работа над творческими заданиями, работа в группах над коллективными композиционными работами. Обучающимся на занятиях предлагаю различные виды деятельности: аппликация, пластилиновая живопись, скручивания и конструирования из полосок бумаги (бумагокручение- технника квиллинг). Провожу беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. По окончании учебной деятельности обучающиеся приобретают необходимые умения и навыки.
Дети умеют:
передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета;
цветом передавать пространственные планы;
делать по наблюдению и с образца выполнять заготовку отдельных предметов;
изготавливать сувениры, открытки, поделки, панно, передавая характерные особенности декоративного направления;
работать в технике аппликации, пользуясь необходимыми инструментами;
конструировать обьемные формы, усложняя их декоративными деталями;
участвовать в групповой работе при создании коллективного панно;
анализировать свою работу, работу товарищей;

«Мелкая моторика в психофизическом развитии детей»
Актуальность:
В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности. Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Под термином «мелкая моторика» понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.  Сотрудничество с родителями, обмен практическим и теоретическим опытом с коллегами.
Задачи:
1.Изучение методической литературы по данной теме.
2.Применить полученные знания в работе с детьми.
3. Обобщить опыт работы по данной теме.

Предполагаемый результат:
1. Пополнение предметно – развивающей среды в ходе реализации проектной деятельности.
2. Обмен практическим и теоретическим опытом с коллегами по теме.
3. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
              С детьми:        
1. Развитие мелкой моторики рук детей.
2. Повышение психофизических возможностей детей.
3. Сформированные навыки самостоятельной деятельности.
4. Повышение  самооценки  детей, их уверенности в себе.
5. Развитие творческих способностей, любознательности, наблюдательности.
                 С родителями:
1. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе.
2. Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества.
3. Повышение компетентности родителей в вопросе   развития  речи детей, мелкой моторики  с использованием разнообразных форм, методов и приемов


Список  литература
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -  1983. - №1.
4. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
6. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
7. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
8. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
9. Мельникова А. А. Мы охотились на льва. Развитие моторики. М.: «Карапуз», 2006.
10.  Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
11.  Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
12.  Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
13.  Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
     Черкасова И.А., Руснак В.Ю., Бутова М.В. «От салфеток до квиллинга» Нетрадиционные техники работы с бумагой. - "Скрипторий 2003", Москва 2014
 Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - "Просвещение", Москва 1991.
 Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. - " Скрипторий 2003", Москва 2012
 Тундалева В.В. Квиллинг искусство бумагокручения. - "Вече", Москва 2014
 Юртакова А., Юртокова Л., Квиллинг создаем композиции из бумажных лент. - "Эксмо", Москва 2014
 Зайцева А. Квиллинг. - ""Эксмо", Москва 2013
Зайцева В.Б. Поделки из бумажных лент. - "Рипол Классик", 2011
Крейн Д. Фантазии из бумажных лент. - "Контент", 2011
    Уилсон Д. Цветы из бумажных лент. - " Контент", 2010
1.Анучина Н. Таланты детей -  на кончиках их пальцев//  Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 45-49.
       2.Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М, 2000.
3.Быкова Н. Вот как мы умеем// Дошкольное воспитание №5, 2000, стр. 51-55.
      4. Гризик Т.  Подготовка к обучению письму//  Ребенок в детском саду №2, 2006, стр. 37.
      5.Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно// дошкольное воспитание № 11, 2006, стр. 14-16.
      8.Комплексные занятия с детьми 3-7 лет: формирование мелкой моторики, развитие речи/авт. -сост. Н. Л. Стефанова. -Волгоград:Учитель, 2013.-261с.
      9.Пальчиковые игры/Е. П. Пименова. -Ростов н/Д:Феникс, 2007.-221, [1]с. -(Мир вашего ребенка) .
10.Черныш И.В. Забавные поделки из бумаги к праздникам.- М.: Айрис-пресс, 2004.
1. Безруких М., Ефимова С., Князева М. Как подготовить ребенка к школе. – Тула: Арктоус, 2009 г.
2. Максимова Е., Рахматуллина О., Травкина О., Черных А. Готовим пальчики к письму. Развивающая программа по подготовке к школе. Москва, Обруч, 2011.
3. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. – К. : ГИППВ, 2012.
4. Пименова Е. П. «Пальчиковые игры» Из-во «Феникс» 2013г.
5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2010 г. - №1. –(С. 60-64.)
6. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб., 2011 г.









        






Комментариев нет:

Отправить комментарий